Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок

Довольно часто граждане сталкиваются с вопросами, которые имеют юридический подтекст и не позволяют разрешить возникшие противоречия без обращения к специалисту.

Более того, к специалисту, который поможет подготовить необходимый пакет документов и достойным образом представить ваши интересы в государственных органах или даже в суде.

Одной из таких непростых проблем является вопрос снятия земельного участка с государственного кадастрового учета. Несмотря на кажущуюся простоту, на практике эта ситуация вызывает множество сложностей.

Почему снимают земельные участки с кадастрового учета

Вся земля, которая находятся на территории РФ, ставится на кадастровый учет. Эти сведения об участках систематизируются и вносятся в Государственный кадастр недвижимости. В процессе использования участка его площадь, назначение и иные технические характеристики могут претерпевать изменения.

Все эти изменения должны быть отражены в кадастре, так как в противном случае они будут признаны незаконными. Речь может идти, например, о разделе одного объекта недвижимости на 2 равнозначных.

При этом первый, большой участок должен подлежит снятию с кадастрового учета, а два новых — наоборот, будут подлежать постановке на учет.

Кроме этого случая имеется еще и прямое указание законодателя относительно временного земельного участка, которое должно исполняться и такие земельные наделы также подлежат снятию с учета.

Основным нормативным актом в вопросе снятия земельного надела с учета является ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон содержит положения относительно компетенции уполномоченных органов и отвечает на вопрос, почему снимают наделы с учета.

  • Последствия снятия ЗУ с кадастрового учета заключаются в одном простом правиле: снимать земельный участок с учета без его последующей регистрации в качестве нового объекта недвижимости нельзя.
  • Участок, который был снят с учета не должен «потеряться»; вместо него либо появляются новые земли, либо он после смены некоторых характеристик вновь получит свой кадастровый номер.
  • О том, как снять земельный участок с кадастрового учета, расскажем ниже.

Основания для снятия с государственного учета

В Государственный кадастр недвижимости могут быть внесены изменения, в соответствии с которыми определенный земельный надел или части участка земли исключаются из него по объективным причинам.

Таких оснований несколько:

  • участки, которые сформированы из земель государственного или муниципального значения и на которые не были зарегистрированы какие-либо права и обременения («временные» участки);
  • участки, которые были поставлены на учет более 2 лет назад, но за это время никаких регистрационных действий в отношении прав аренды или собственности их пользователями произведено не было;
  • снятие участка ранее учтенного, то есть участок претерпевает преобразования по изменению площади (например, делится, расширяется и т. д.);
    Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок
  • на участок более года после постановки на «временный» учет не производилась регистрация вещных прав.

Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок

Как видим, круг оснований для снятия ограничен и расширительному толкованию не подлежит. То есть по иным причинам регистрационный орган снимать надел с учета не будет.

Еще одним основанием для исключения участка из кадастра является вступившее в законную силу решение суда. Довольно часто такой акт требуется не для того, чтобы снять участок с учета по основаниям, предусмотренным законом, а для того, чтобы отказаться от него в связи с неиспользованием.

Например, по решению суда сняли надел земли с учета в ГКН для того, чтобы правообладатель перестал нести налоговое бремя. В этом случае собственник земельного участка обращается в суд с заявлением и доказательствами, что земельный участок не используется им по назначению.

Здесь можно >> Задать свои вопросы юристу (бесплатно).

Пакет документов для подачи в госорганы

Снимать с кадастрового учета земельные наделы, уполномочен Росреестр в лице своих территориальных органов по месту нахождения участка. Однако заявитель по своему усмотрению вправе выбрать один из 4 вариантов обращения:

  1. Непосредственно в Росреестр посредством личного посещения госоргана и подачи всего пакета документов. В этом случае заявитель может воспользоваться и услугами представителя. Обязательное требование — наличие подтвержденных полномочий.
  2. Направления бумаг почтой. Как правило, это делается в виде заказного письма.
  3. Посещение МФЦ. В часы работы организации заявитель предоставляет собранный пакет документов оператору и получает на руки расписку об их принятии.
  4. Подавать заявление через официальный сайт Росреестра в разделе «Электронные услуги». В этом случае гражданину или организации понадобится усиленная квалификационная подпись, так как иным способом подписать поданные документы невозможно.

Вне зависимости от выбранного способа, пакет документов будет одинаков для всех заявителей. Различия законодатель делает лишь в групповой принадлежности к физическим лицам либо организациям.

Документы, которые предоставляются гражданами:

  1. Заявление на снятие участка с кадастрового учета. Оно заполняется в соответствии с образцом, предоставленным на выставочном стенде в Палате или в МФЦ в количестве 1 шт. и передается лицу, принимающему документы.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Правоустанавливающие документы на земельный надел. Если в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке, то заявитель должен предоставить еще и копию правоудостоверяющего документа.

Документы, которые предоставляются организациями:

  1. Заявление о снятии с учета в 1 экземпляре.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Копия доверенности на право представления интересов организации.
  4. Правоустанавливающие документы на земельный надел.

Важно! Никаких других документов уполномоченное лицо требовать от заявителя не вправе, так как этот перечень бумаг является закрытым. При возникновении вопросов относительно участка, они должны разрешаться путем межведомственного взаимодействия.

Порядок проведения процедуры

Вся процедура снятия с кадастрового учета земельного участка, условно делится на несколько этапов:

  1. Прием и регистрация поданных заявителем документов. На этой стадии заинтересованное лицо посещает государственный орган и сдает весь пакет бумаг. Уполномоченное лицо производит первичную проверку документов и выдает заявителю расписку о его принятии, в которой указывается дата готовности бумаг. Если документы были направлены по почте, то Росреестр также обязан выдать расписку об их получении, которая приходит заявителю заказным письмом.
  2. Второй этап заключается в том, что оператор вводит в единую базу Государственного кадастра недвижимости все сведения об этом участке, если они там не содержались или какую-либо дополнительную информацию, если она подлежит корректировке в связи с подачей заявления о снятии участка с учета.
  3. На этом этапе производится проверка всех поданных документов на соответствии установленным требованиям законов. Именно в этой ситуации и выявляются основания для отказа в проведении процедуры снятия участка с кадастрового учета.
  4. Этот этап подводит итоги всей работы уполномоченных лиц государственного органа и позволяет принять решение либо об отказе в проведении процедуры регистрации, либо о приостановлении учета, либо о проведении процедуры снятия с учета.

Процедура снятия земельного надела с кадастрового учета отличается систематичностью и длящимся характером.

Именно поэтому заявитель на этапе подачи заявления (если речь не идет о грубом несоответствии предоставляемых документов требованиям законодателя), не может быть уверен, что государственная регистрация закончится снятием с кадастрового учета земельного участка.

Сроки выполнения

Со дня подачи необходимого пакета документов для снятия с регистрационного учета земельного участка должно пройти не мене 18 рабочих дней, прежде чем Росреестр примет решение относительно судьбы надела.

Если уполномоченным лицом было принято решение о снятии участка с учета, то не позже 3 рабочих дней все изменения вносятся в Государственный кадастр недвижимости. Заявителю в кадастровую палату ничего передавать не нужно; все осуществляется в порядке информационного взаимодействия между государственными органами.

Если заявителю было отказано в снятии участка с учета, то ему дается время на устранение всех недостатков в поданных документах, после чего он вправе вновь обратиться за предоставлением услуги.

Кадастровая услуга по снятию участка с учета бесплатна. Ни граждане, ни организации не платят государственную пошлину при обращении.

Какие могут быть основания для отказа в предоставлении госуслуги?

  1. С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (например, не имеющие право представлять интересы организации).
  2. Земельный участок не является объектом собственности, государственный учет которого уполномочен осуществлять Росреестр.

  3. Пакет представленных заявителем документов не соответствует требованиям законодателя.
  4. Участок земли не может быть преобразован и в связи с этим снимать участок с учета не представляется возможным.

  5. Заявитель не устранил выявленные нарушения в течение 3 месяцев с момента отказа ему в снятии участка с учета.

Решение уполномоченного органа об отказе должно быть выдано заявителю на руки и иметь мотивировочную часть, а также сроки устранения всех недостатков. Этот акт заявитель вправе обжаловать как в вышестоящий орган, так в суд.

Документы, которые выдаются на руки

По результатам рассмотрения поданного заявления о снятии земельного надела с учета, заявителю может быть выдан на руки один из 2 документов:

  1. Решение об отказе в снятии.
  2. Кадастровая выписка, в которой указана дата снятия с учета.

Здесь можно >> Как и где можно заказать кадастровую выписку.

Никаких других документов заявителю на руки не выдают. Кроме того, с выпиской ему никуда идти не надо, так как все изменения в кадастр будут внесены уполномоченным оператором.

Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок

Таким образом, процедура снятия участка с кадастрового учета направлена, прежде всего, на упорядочение и систематизацию все земельных наделов, расположенных на территории РФ.

В случае необоснованного отказа в ее проведении заявитель вправе обжаловать все решения государственного органа и защищать свои права либо в вышестоящей инстанции, либо в суде. При необходимости, земельные участки будут сняты с кадастрового учета уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок Получите бесплатную юридическую консультацию

Источник: https://provashiprava.ru/zemlya/kadastr/snyatie-uchastka-s-ucheta.html

Снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), вступившим в силу с начала 2017 года, внесены значительные изменения в процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

В соответствии с ч. 4 ст.

69 Закона ранее учтенными земельными участками являются те, государственный учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; а также объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на них зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков регламентирована п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.

Читайте также:  Нужно ли согласие супруга на продажу недвижимости нотариальное?

2015г. № 943.

В зависимости от сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не осуществлялась регистрация прав, предусмотрено осуществление следующих действий:

– при наличии сведений в ЕГРН об исходном земельном участке и его правообладателе орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости предоставления документов для осуществления регистрации прав в отношении образованных земельных участков в 6-месячный срок, в противном случае – они будут сняты с учета;

– если в ЕГРН содержатся сведения о расположении объекта недвижимости на ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не проведена процедура регистрации права, а также сведения о правообладателе этого объекта недвижимости, орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости проведения процедуры регистрации прав в отношении данного земельного участка в 6-месячный срок. Иначе, такой земельный участок будет снят с учета.

– при отсутствии в ЕГРН сведений о земельных участках, из которых образован ранее учтенный земельный участок; а также отсутствии сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок и о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в органы госвласти и местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (в том числе до разграничения права собственности на землю), будут направляться запросы о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, такой земельный участок будет сниматься с учета.

Рекомендуем всем правообладателям ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не осуществлялась регистрация прав, не откладывать проведение данной процедуры.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/snyatie-s-kadastrovogo-ucheta-ranee-uchtennykh-zemelnykh-uchastkov/?contrast=Y

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в кадастровую палату соответствующее заявление. А если собственника нет, то администрация муниципального образования.

Между тем это не так.
Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно. В других случаях нельзя. Даже если сильно мешает.

Когда можно снять участок с кадастрового учета:

Ситуация №1

В случае преобразования участка (п. 33 ч.1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Преобразование земельного участка – это:

  • раздел и выдел участка;
  • объединение участков;
  • перераспределение участков.

Пример №1:

На кадастровом учете стоит участок с кадастровым номером 74:0101001:01 площадью 1000 кв.м. (исходный участок). Его делят на два участка с площадями, например, 400 кв.м. и 600 кв.м..

В этом случае в кадастре появляются вновь образованные участки с кадастровыми номерами, например, 74:0101001:02 и 74:0101001:03 , а исходный участок 74:0101001:01 снимается с учета.
Это значит, что кадастровые сведения об исходном участке никуда не исчезают, но приобретают архивный статус, а два вновь образованных на его месте участка имеют статус «актуальный».

Ситуация №2

В случае, когда участок был поставлен на кадастровый учет без одновременной регистрации права, и право впоследствии не было зарегистрировано в течение пяти лет (пункты 14,15 ст. 41 Закона №218-ФЗ).

Пример №2:

Собственник здания решил выкупить землю под своим зданием. Для этого требуемый участок необходимо было поставить на кадастровый учет.

Заявитель разработал схему нужного участка, местная администрация утвердила ее, кадастровый инженер сделал межевой план, и участок поставили на учет для дальнейшего оформления прав (порядок действий в этом случае можно посмотреть на другом моем сайте).

Но выкуп по какой-то причине сорвался (например, у заявителя кончились деньги или поменялись планы). Договор купли-продажи заключен не был. Право собственности зарегистрировано тоже не было.

Такой участок кадастровая палата должна снять с учета через пять лет по собственной инициативе.

Обратите внимание!

По ранее действовавшему закону (Федеральный закон №221-ФЗ) такие участки ставились на учет с временным статусом, и орган местного самоуправления имел право до регистрации прав заявителя снять такой участок с учета по своему заявлению в любой момент, а через пять лет они так же снимались с учета автоматически.

Источник: https://skvortsova-t.ru/kak-snyat-zemelnyy-uchastok-s-kadastrovogo-ucheta/

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

бесплатную консультацию:

+7 (499) 938-47-64 

просто кликните для звонка

Показать содержание

Что такое снятие с кадастрового учета земельного участка?

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

Для чего нужно?

Участок может быть реорганизован, путем его разделения на два и более, наделов. Также допускается слияние нескольких участков в один.

Если реорганизуемые земли не будут сняты с учета – вновь образуемые участки не будут внесены в регистрационные записи ГКН и не получат самостоятельных кадастровых номеров.

Иногда земли подвергаются гибели в результате:

  • военных действий;
  • стихийных бедствий, в т.ч. затопления или пожара;
  • порчи плодородного слоя почв из-за причин техногенного характера;
  • размыва русла рек;
  • обрушения оврага и т.п.

В перечисленных и иных случаях правообладатель ЗУ продолжает уплачивать земельный налог, не имея возможности пользоваться участком до того момента, пока не снимет его с кадастрового учета. Уплата аренды прекращается также в момент официального оформления снятия ЗУ с учета.

Кто имеет право?

Данные юридические действия проводятся в кадастровой палате по месту расположения ЗУ. Проявить инициативу может только:

  • собственник участка;
  • иной титульный владелец, в том числе – арендатор;
  • администрация населенного пункта.

Собственник обращается лично или отправляет заявление по почте. Вместо него может действовать представитель, только по предъявлении нотариально удостоверенной доверенности.

Третьи лица, в том числе – близкие родственники не входят в круг правоспособных лиц.

В целом ситуация снятия надела с регистрации вменяется правообладателям, которым принадлежат земли на основании положений главы 3 и гл. 4 Земельного кодекса РФ. Вопрос с муниципальными землями решает администрация населенного пункта. А если муниципалитет передал право аренды, то по решению администрации, допускается ходатайство о снятии с учета, арендатора.

  • Основания для подачи заявки в Росреестр делятся на фактические и установленные законодательством.
  • Законодательством предусмотрено снятие земельного участка с кадастрового учета, основания которых указаны в юридических нормах:
  • Под фактическим основанием понимается подача заявления собственника или иного правообладателя в Росреестр, с приложением подтверждающей документации.

Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:

  1. При реорганизации ЗУ провести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

Если земли находятся в аренде у муниципалитета – на основании составленного акта требуется получить акт о признании ЗУ не подлежащем использованию.

Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта, ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность данных учреждений равнозначна.

Лица, проживающие в сельской местности, могут переслать заявку с приложением документов заказным письмом.

Нужно ли писать заявление?

Заявление пишут лица, пересылающие запрос по почте. Допускается свободная форма, с указанием:

  • сведений о регистрирующем органе;
  • сведений о заявителе;
  • причин снятия ЗУ с учета;
  • перечня документации.

В остальных случаях, при личном посещении, заявление принимается на типовом бланке, в который вносятся сведения согласно запросу. Или регистратор сам составляет заявку, передавая ее заявителю в готовом виде для проверки правильности составления и удостоверения личной подписью.

  1. Форма заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
  2. Пример заполнения заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
  3. При пересылке подпись заявителя требует нотариального удостоверения, так же как и прилагаемые к заявлению копии документов.

Перечень прилагаемых документов дается в конце заявления, если оно составляется собственноручно. В иных случаях регистратор принимает их лично, под расписку.

В пакет входят:

Доверенность на земельный участок — образец.

Стоимость и пошлины

При снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, все регистрационные действия проводятся безвозмездно, а государственные пошлины не взимаются.

Оплаты требуют только услуги кадастрового инженера по межеванию или составлению акта уничтожения объекта.

Сроки

После передачи заявки с приложениями в Росреестр, учетные действия производятся в течение 21 рабочего дня. Дата повторного прибытия будет указана в расписке, выданной при передаче документов.

При реорганизации земель, одновременно проводится снятие ЗУ с учета и постановка на учет вновь образуемых наделов.

По ряду причин, регистрирующие действия могут приостановиться даже после принятия документов. Также регистратор может отказать в подаче заявки. В обоих случаях отказ может быть связан как с недостатком правоспособности поданных документов, так и с ошибкой регистратора.

Невзирая на правомерность действий регистрирующего органа, допускается снятие с кадастрового учета земельного участка по решению суда.

Главное условие для передачи решения вопроса в суд – выданное письменно требование, с мотивированной частью, в которой указаны с опорой на нормы законодательства, причины, повлекшие отказ.

Иск будет принят только при условии, когда собственник не способен самостоятельно решить поставленные Росреестром условия.

Например, если недостающий документ можно принести и подать заявку вторично – это не компетенция суда, а правомерное требование специалиста Росреестра.

Но если требование регистрирующего органа нарушило права собственника ЗУ неправомерным отказом, или недостающий документ невозможно восстановить, требуется подача иска в районный суд по месту расположения участка.

Для этого нужно произвести следующие действия:

  1. Написать исковое заявление по установленной форме, в котором отражаются обстоятельства дела, требующие снятия ЗУ с кадастрового учета и причины, по которым был получен отказ Росреестра.
  2. Уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
  3. Приложить к заявлению пакет документации, предъявляемой ранее в Росреестр, официальную выписку об отказе регистрационной процедуры и квитанцию об уплате пошлины.
  4. В назначенный мировым судьей день участвовать в заседании суда, обозначив перед судебной коллегией причины обращения и просьбу о снятии ЗУ с учета.
  5. Получив положительное решение суда в виде выписки, передать его в регистрирующий орган для продолжения регистрационной процедуры.
  6. При вынесенном отрицательном решении, подать апелляцию в областной суд.

Исковое заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Судебное решение имеет юридическую силу, разрешающую компенсировать недостаток правоспособности запроса или восстановить нарушенные регистрирующим органом права заявителя.

Читайте также:  Можно ли приватизировать квартиру по договору социального найма?

Теперь вам известно, как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок. Ориентируясь на предложенные в статье действия, заинтересованные лица смогут без труда снять с регистрационного учета свои земельные участки, утратившие полезные свойства или реорганизованные по усмотрению собственников.

Документы на тему статьи

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

+7 (499) 938-47-64 

просто кликните для звонка

Источник: https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/kadastrovyj-uchet/postanovka/snyatie-zu.html

Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2019 N Д23и-30808

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г., сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г.

N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости») Единый государственный реестр земель (далее — ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г.

N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (далее — Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г.

N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее — ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Ведение раздела ГРЗ КР «Земельные участки» (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:

  • внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;
  • выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);
  • отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.
  • Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:
  • заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);

внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.

Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее — Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН), а с 1 января 2017 г.

в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.

Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее — Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г.

N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее — ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.

Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.

В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и соответственно документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее — земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.

Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН).

  1. Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
  2. 1) в отношении таких земельных участков, в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
  3. 2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
  4. 3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участков и соответственно наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):
  5. в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;

в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.

Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Источник: https://legalacts.ru/doc/pismo-minekonomrazvitija-rossii-ot-10092019-n-d23i-30808-otnositelno-ranee/

Земельный участок ранее учтенный как снять с кадастрового учета

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии со статьей 24 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости». Например, при разделе земельного участка, после регистрации прав на все образуемые участки, исходный земельный участок снимается с учета без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на все образованные участки.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Пять лет – законодательно установленный срок действия временного статуса для образуемых земельных участков.

Что нужно сделать, чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Земельные участки, не поставленные на кадастровый учет, не могут выступать полноценными объектами различных сделок по отчуждению: купли-продажи, мены, дарения, передаче по наследству. Несмотря на то что некоторые из земель могли быть учтены ранее, в соответствии с новыми правилами, они все равно должны быть поставлены на учет в ЕГРН.

С появлением ГКН госорганы осуществляют постепенную постановку на учет всех имеющихся участков. Но что делать, если гражданину-собственнику нужно срочно продать свой ранее учтенный участок? Ведь до тех пор, пока он не будет поставлен на кадастровый учет, сделка по поводу этого надела просто не состоится.

Читайте также:  Тсж или управляющая компания, что лучше?

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

  1. При реорганизации ЗУпровести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

Статус земельного участка снят с учета: что это значит

Лично собственник или лицо, действующее от его имени по нотариальной доверенности, обращается в кадастровую палату, прилагая необходимые документы. В заявлении указывается основание снятия с учета участка земли, а также количество необходимых копий решения.

Решение о приостановлении выносится на срок до трех месяцев. В этот период гражданин может устранить имеющиеся недостатки и вновь обратиться с заявлением определить земельному участку статус «снят с учета» и в течении десяти дней получить положительный ответ.

Конференция ЮрКлуба

Юлий вы СОВСЕМ не туда пытаетесь думать и двигаться. То что участок стоит на КУ и то что он в бессрочке — это для вас праздник и счастье.

Подайте бедному юристу на пропитание заявление о приобретении прав на участок официально со всем пакетом документов — и будет вам бесплатная собственность.

Ведь бессрочка ПЕРЕШЛА к новому собственнику здания со всеми вытекающими из статьи 20 ЗК РФ и закона о введении ЗК РФ последствиями.

Всем доброго времени суток ! Подскажите как снять земельный участок с кадастрового учёта.Участок находится в постоянном бессрочном пользовании, правообладателя нет в живых.

На участке домик ,правообладатель дома наследник, а земля не передаётся по наследству.. Кадастры говорят что не могут снять с учёта ,закон не позволяет . Может есть какие пути решения.

Кроме как ждать 2 года. С уважением,Юлий.

Снятие участка земли с кадастрового учета

Кроме вышеперечисленных документов больше ничего требовать в кадастровой палате у вас не должны, потому что данный список считается полным. При этом передачу можно проводить лично, через почтовый перевод или интернет. При отказе стоит обратиться в суд с иском.

Кроме того, еще одним основанием для снятия считается решение суда, и здесь не важно, уничтожены документы или нет. Стоит понимать, что отказ от прав собственности относится к другой процедуре.

Потому что иногда человек является владельцем, но не использует свою недвижимость. Зато он обязан выплачивать налог. Тут речь пойдет не о снятии с учета, а об отказе от прав владения.

Поэтому иск в суд и привлечение подобных инстанций не обязательно.

«В случае если выявлено пересечение границ ранее учтенных земельных участков с границами кадастровых кварталов Омской области и Томской области, проводятся геодезические работы по установлению фактических границ таких участков.

При необходимости Подрядчик обращается к собственникам данных участков об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ либо предлагает Заказчику установление границы объекта землеустройства с учетом границ ранее учтенных в ЕГРН границ земельных участков», — отмечается в документации.

Не позднее 20 сентября 2019 года подрядчик передает заказчику предварительное описание местоположения границы. После согласований во всех инстанциях в бумажном виде выпускается карта (план) объекта землеустройства.

Как только Омская и Томская области подпишут соглашение о прохождении границы, подрядчик должен изготовить землеустроительное дело, направить его в государственный фонд данных для прохождения государственной экспертизы на соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям, а также для учета.

Снимаем участок с кадастрового учета или же вносим изменения в кадастр недвижимости

В шапке заявления обязательно укажите кому это заявление, а точнее адрес и наименование вашей кадастровой палаты, а также свои данные. В самом тексте заявления избегайте эмоционального изложения и строго по факту изложите основания снятия участка с кадастрового учета.

В любом случае, основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета является заявление, поданное собственником или же собственниками в кадастровую палату. А вот обстоятельства, которые вынудили собственников прийти к такому решению являются первичными основаниями для снятия.

Исковое заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области снять с кадастрового учета земельный участок № 03 с кадастровым номером № 00:00:0000000:03 расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район.

При обращении в ФГУ «Кадастровая палата по Московской области» с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке мне стало известно о том, что границы смежных участков № 03 с кадастровым № 00:00:0000000:03 и №01 с кадастровым № 00:00:0000000:01 фактически расположены на моем земельном участке.

Разъяснение вопросов касающихся кадастрового учета земельных участков

Для оформления границ земельного участка следует обратиться к кадастровому инженеру и провести межевание. Услуга эта платная.

Определиться с выбором кадастрового инженера можно на портале Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Реестр кадастровых инженеров».

В этом разделе можно также узнать о качестве работы этих специалистов, оценить результаты их профессиональной деятельности.

Правообладателям и органам местного самоуправления будет дано соответственно 6 и 3 месяца с момента получения уведомления для возможности регистрации права либо обременения. Если в течение указанного времени права или обременения не будут зарегистрированы, сведения о ранее учтенных земельных участках будут переведены в статус архивные.

Источник: https://exjurist.ru/pereplanirovka/zemelnyj-uchastok-ranee-uchtennyj-kak-snyat-s-kadastrovogo-ucheta

Признание права собственности на земельный участок…снятый с кадастрового учета

Коллеги, интересует ваше мнение относительно разрешения одного весьма интересного казуса.

Суть дела такова. Решением суда за гражданином признается право собственности на земельный участок в СНТ. В качестве индивидуализирующих признаков данного участка суд указывает местоположение участка: № аллеи в СНТ, № участка по указанной аллее; площадь, а также кадастровый номер. Решение суда вступает в законную силу.

После этого истец, обратившийся в целях исполнения решения суда к кадастровому инженеру за составлением межевого плана, так как границы участка не были установлены, обнаруживает, что, оказывается, участок с данным кадастровым номером аннулирован (снят с кадастрового учета).

Самое пикантное в том, что снятие с учета произошло буквально за месяц до обращения гражданина в суд и эти сведения (о снятии с учета) были в выписке ЕГРН, которая запрашивалась судом у Росреестра.

Но ни гражданином, обратившимся за признанием права в суд, ни самим судом эта информация не была взята во внимание и в резолютивной части решения теперь фигурирует аннулированный кадастровый номер.

Как выяснилось, снятие с учета земельного участка произошло на основании ч. 3 ст. 70 Федеральный закон от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой «орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости».

Таким образом, у гражданина, имеющего на руках положительное решение о признании права собственности на земельный участок, возник непростой вопрос исполнения данного судебного акта.

Как известно, по общему правилу зарегистрировать права на объекты недвижимости невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Однако в данной ситуации подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка упирается в то, что вновь образованному участку должен быт присвоен свой уникальный кадастровый номер, в то время как в судебном акте-основании кадастрового учета и регистрации права указан другой кадастровый номер этого объекта недвижимости.

Подготовка межевого плана в связи с уточнением границ земельного участка, который снят с кадастрового учета, также невозможна в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Все-таки, выбрав первый вариант (подготовка межевого плана в связи с образованием земельного участка), гражданин обратился в Росреестр и получил вполне ожидаемое уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Соответственно, на этом этапе возникла проблема выбора правильной траектории решения возникшего правового конфликта. Что разумней и правильней сделать гражданину для исполнения имеющегося судебного решения? Вот некоторые из мыслимых вариантов:

  1. Обращение в суд с заявлением о разъяснении решения. Велика вероятность отказа в разъяснении решении, но очень интересно было бы посмотреть на содержание определения, если суд все-таки согласится с неясностью своего акта.
  2. Обращение в суд c требованием к Росреестру о восстановлении аннулированных и исключенных из реестра недвижимости сведений о земельном участке. (Такая практика в судах имеется. К примеру, см. решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 июня 2015 г. по делу № 2-55272015. Также возможность восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках на основании решения суда подверждается позицией Минэкономразвития РФ в письме от 4 марта 2011 г. № Д23-879. Сложность в том, что в рамках такого дела необходимо установить, что действия Росреестра по снятию участка с учёта были незаконными, чего в нашей ситуации не наблюдается, так как снятие с учёта состоялось до обращения в суд).
  3. Обращение в суд с новым иском о признании права собственности на земельный участок, только в этот раз без указания аннулированного кадастрового номера. Тут проблема в том, что фактически это будет спор между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, что согласно ст. 134 ГПК РФ является основанием для отказа в принятии искового заявления.
  4. Еще один вероятный способ устранения сложившейся правовой проблемы гражданином уже был использован – обращение с заявлением об исправлении описки в решении суда (опиской предлагалось признать указание в резолютивной части решения на аннулированный кадастровый номер). Однако, этот, в некотором смысле пижонский способ (и, вероятно, самый простой способ) не нашел своей поддержки у суда и в исправлении описки было отказано.

Что можно посоветовать в сложившейся ситуации? Какие еще возможны варианты решения возникшего казуса?

UPD.

Действия по исправлению описки не дали результата, обращение с заявлением о разъяснении решения тоже не привело к положительному исходу, так как то разъяснение, которое дал суд, никак не могло помочь в решении вопроса. Однако, пока шли данные процессы, Росреестр самостоятельно восстановил спорный земельный участок на кад. учете. В итоге эта история весьма длительной продолжительности все равно закончилась хэппи эндом:)

Источник: https://zakon.ru/Discussions/priznanie_prava_sobstvennosti_na_zemelnyj_uchastoksnyatyj_s_kadastrovogo_ucheta/76572

Ссылка на основную публикацию