Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Собственники жилищных комплексов стремятся оградить территорию МКД от проникновения посторонних лиц, занимающих парковочные места. По причине такого явления возникают спорные ситуации, которые нередко доходят до вызова наряда полиции. Решить проблему можно путем установки шлагбаума на въезде в ЖК. Процедура подразумевает прохождения этапов, в т. ч. согласование с властями.

Законодательная база об установке шлагбаума во дворе МКД в РФ

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Для соблюдения норм законодательства и во избежание сноса конструкции следует руководствоваться ФЗ № 189 — ст. 16. Установка шлагбаума по закону действует с 2004 года. Кроме того, в отношении монтажа ограждения действует ст. 36 ЖК России, предусматривающая возможность передачи придомовой территории, как долевую собственность.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Статья 36 Жилищного кодекса РФ «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме»

Основные условия

Нарушение следующих условий и правил установки шлагбаума влечет к сносу конструкции:

  1. Заграждение не должно выступать блокировкой для прохода во двор гражданина. При этом учитываются пешеходы с ограниченными возможностями, велосипедисты, женщины и мужчины с детьми в колясках и т. п.
  2. Предоставление свободного и беспрепятственного въезда на территорию МКД специальных служб — скорая, пожарная, газовая и т. д.
  3. Непосредственно стрела конструкции должна быть изготовлена из легкого материала. Обусловлено условие тем, чтобы при необходимости можно открыть устройство механическим воздействием.
  4. Безопасные эксплуатационные элементы. К примеру, автоматическая блокировка конструкции, если под ней проходит гражданин или другой объект.
  5. Основание для оборудования изготавливается из бетона для обеспечения устойчивости заграждению. Впоследствии это классифицируют, как признак надежности.Установка шлагбаума во дворе жилого дома по законуУстановка шлагбаума в московском дворе

Требования муниципалитета

В отношении установки шлагбаума во дворе жилого дома на федеральном уровне нет четких правил. Поэтому принимая решение по возведению конструкции в МКД, собственникам следует изучать локальные нормативные документы, регулирующие данный вопрос.

Читать так же:  Распитие алкогольных напитков в общественных местах

Дополнительные условия

При согласовании установки шлагбаума муниципалитет вправе отказать жильцам МКД в возведении конструкции. Невзирая на наличие полномочий, участка в собственности, существует ряд обстоятельств, препятствующих монтажу заграждения:

  • нет разрешения от экстренных служб;
  • перекрыто несколько въездов, при этом нет согласия от заинтересованных сторон.

Правила и процедура монтажа шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Оградительное устройство от несанкционированного въезда машин монтируется по правилам, установленных в конкретном регионе. Порядок действий по стране одинаков, но могут быть незначительные отличия. Поэтому следует изучать локальные документы отдельного субъекта РФ.

Документация

Для инициации процедуры монтажа требуется собрать документы для установки шлагбаума. Без указанных ниже бумаг, муниципальные органы и экстренные службы откажут в возведении конструкции.

  1. Документация о долевой собственности придомовой территории, прилегающей к МКД.
  2. Кадастровая выписка, указывающая на полные сведения о земельном участке.
  3. Протокол с общего собрания жильцов с принятым решением о возведении заградительного устройства.
  4. Технические бумаги на конструкцию.
  5. Разрешения о местных властей, пожарной и дорожной служб, а также Департамента ЖКХ.

Установка шлагбаума на придомовых территориях — не капительное строение, поэтому не требуется строительных бумаг. Тем не менее, существуют особенности — необходимость сбора доказательной базы о том, что МКД не элемент сквозной магистрали.

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по законуОбразец заявления на установку шлагбаумаУстановка шлагбаума во дворе жилого дома по законуКак изменились правила установки шлагбаума

Порядок определения статуса участка

При отсутствии регистрации территории вокруг МКД в БТИ необходимо пройти данную процедуру. В качестве корректного оформления проводят межевание, определяют границы и формируют заявление от всех жильцов. Собственники дома выражают согласие на присоединение земли к МКД по кадастровому учету.

После присвоения кадастрового номера земельного надела участок больше не будет числиться на балансе города или считаться магистралью. Таким образом, собственники смогут распоряжаться территорий по необходимости. Без регистрации и соответствующего статуса участка разрешение на возведение устройства не выдадут.

Нюансы оформления долевой собственности

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

  1. Инициация собрания жильцов МКД.

Источник: https://zakonoved.su/ustanovka-shlagbauma-vo-dvore-zakonodatelnaya-baza.html

Установка шлагбаума во дворе жилого дома: правила установки, законность, особенности

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Придомовая территория – это земля, примыкающая к многоквартирному дому. Он имеет границы, благоустроена и озеленена, должна обеспечивать существование людей в благоприятной среде. Законодательное регулирование вопросов, связанных с придомовой территорией, осуществляется силами ЖК РФ. В частности, в расчет берется статья 36 этого закона, которая дает определение того, что входит в общее имущество собственников МКД.

В состав придомовой территории входят следующее:

  • подъезды;
  • помещения (подвал, чердак);
  • земельный надел, находящийся в непосредственной близости от дома, закрепленный за ним решением городской администрации.

ЖК РФ в статье 36 устанавливает, что придомовая земля передается в собственность граждан, которые проживают в квартирах многоэтажного дома. Они владельцы жилых помещений МКД.

Вправе заниматься благоустройством придомовой территории, устанавливая шлагбаумы во дворах жилых домов. Они помогут контролировать движение автотранспорта. Проблема заполнения дворов чужими машинами, не принадлежащими собственникам МКД, актуальна, особенно в крупных НП.

С целями не допустить проезд транспортных средств и их парковку, устанавливаются заграждения для проезда.

Шлагбаум во дворе дома устанавливается по инициативе жильцов.

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Можно ли устанавливать шлагбаум во дворе жилого дома?

ЖК РФ позволяет поставить шлагбаум во дворе жилого дома. Но действия жильцов должны быть строго регламентированными. Для этого им необходимо узаконить придомовое владение.

Этапы:

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/shlagbaum-vo-dvore-zhilogo-doma/

Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Суды: общее собрание автомобилистов и иные организации не могут ограничить доступ собственникам жилья на придомовую территорию путем блокировки шлагбаума

Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции ответили на вопрос о возможности ограничения на въезд собственникам жилых помещений со стороны общего собрания жильцов и компании, обслуживающей работу шлагбаума. Рассмотрим два таких дела подробнее.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение об установке шлагбаума, что было согласовано с органами местного самоуправления (решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 23 января 2018 г. по делу 2-1606/181).

Собственники жилых помещений, в свою очередь, не возражали против установки ограждающего устройства для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию.

Однако спустя несколько лет после установки организация, осуществляющая обслуживание ограждающего устройства, ограничила доступ на придомовую территорию на личных автомобилях, в связи с чем они обратились в суд.

Организация обосновала это тем, что они не производят ежегодную абонентскую плату за пользование шлагбаумом. Кроме того, она отметила, что истцы могут въезжать на придомовую территорию путем оформления разовых пропусков в соответствии с принятым решением общего собрания.

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о предоставлении доступа на придомовую территорию. Свой отказ районный суд мотивировал тем, что истцы не предоставили суду доказательств о наличии препятствий со стороны организации в доступе личных автомобилей на придомовую территорию.

Суд также отметил, что они не оспаривают факт неисполнения обязательств по оплате обслуживания шлагбаумом. Несмотря на то, что организация отказалась предоставлять финансовые документы о принятии денежных средств от истцов, а также сведения о ведении хозяйственной деятельности, связанной с шлагбаумом.

Кроме того, суд отметил, что отсутствуют доказательства обращения истцов с требованиями о выдаче разовых пропусков или факты, свидетельствующие о получении такого отказа.

Но суд апелляционной инстанции решение отменил и обязал организацию осуществить доступ при въезде на придомовую территорию (апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2018 г. по делу № 33-45290/20182).

Свою позицию при вынесении определения в пользу истцов он обосновал следующим образом:собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом этого дома (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса, п.

67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.

№ 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», далее – Постановление);факт препятствия истцам во въезде на придомовую территорию подтверждается объяснениями сторон и приложением к протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где фамилии истцов в списке лиц, имеющих право парковки, отсутствуют.;невнесение платы истцами за обслуживание шлагбаума не является основанием для лишения собственников помещений в многоквартирном доме права пользования придомовой территорией;общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению иных собственников на пользование общим имуществом многоквартирного дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

При этом судья при рассмотрении кассационной жалобы принял решение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции, согласившись с доводами суда апелляционной инстанции (определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции от 25 января 2019 г. по делу № 4г-0454/20193).

При рассмотрении другого дела о запрете на въезд на придомовую территорию ВС РФ пришел к выводу, что необходимо обеспечить свободный доступ лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 января 2017 г. № 5-КГ16-230).

Согласно материалам данного дела общее собрание ЖСК утвердило положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории и приняло решение об установке шлагбаума. Так, за одной из собственниц квартиры закрепили парковочное место и выдали ей брелок от шлагбаума.

Однако на собрании автовладельцев было принято решение о лишении ее возможности парковать транспортное средство за нарушение ранее утвержденных правил парковки и возврате ранее ей внесенного первоначального взноса. В связи с этим собственница обратилась с исковым заявлением в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что она не предоставила доказательств наличия препятствий в доступе к принадлежащему ей жилищу со стороны ЖСК.

ВС РФ не согласился с мнением нижестоящих судов и подтвердил, что не допускается запрет на обременение земельного участка, и собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком, в том числе объектами, входящими в состав общего имущества в таком доме (ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ, п. 67 Постановления). Кроме того, Суд отметил, что закреплен исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива, в который не включено общее собрание автовладельцев (ст. 115 Жилищного кодекса РФ).

В связи с этим Суд пришел к выводу, что общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению других собственников в пользовании общим имуществом многоквартирного дома.

То есть суды нижестоящих инстанций не учли, что решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом и не может повлечь для собственника жилого помещения ограничения права на использование придомовой территории многоквартирного дома. Таким образом, ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Рассмотренные гражданские дела указывают на то, что не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также собственникам помещений и иным лицам предоставляется свободный доступ к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (ч. 7 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Кроме того, принимать решения об ограничении такого доступа могут только группы лиц, наделенные такими полномочиями в силу закона.

Источник: https://www.advokatorium.com/index.php/ru/news/zakonna-li-ustanovka-shlagbauma-vo-dvore-mnogokvartirnogo-doma

Как поставить шлагбаум во дворе многоквартирного дома?

Установка шлагбаума во дворе уже давно не вызывает былого удивления. Это вынужденная мера против въезда посторонних автомобилей. Насколько это законно и уместно, сейчас разберемся.

Читайте также:  Договор безвозмездного пользования нежилым помещением - образец 2020 года

Виды шлагбаумов

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Шлагбаумом считается специально оборудованный механизм, основной функцией которого является контроль въезда/выезда с той или иной территории. Зачастую такие конструкции устанавливают на контролируемых участках, крупных предприятиях и в государственных учреждениях. Также часто встречается установка шлагбаума на въезде во дворе жилого дома.

Шлагбаум может открываться как вертикально, так и горизонтально. Также устройство может иметь ручное или автоматизированное управление.

Механический шлагбаум. Этот вид наиболее распространен, требует небольших финансовых затрат. Но его большой минус – ручное управление. В таком случае возможно два варианта манипуляций устройством:

  1. Наличие специального человека для контроля работы шлагбаума.
  2. Водители сами должны поднимать/опускать приспособление каждый раз, когда въезжают на огражденную площадь.

Сборка и монтаж шлагбаума такого типа не составит большого труда. Его закрепляют бетонированием, фиксируют на специальные болты и вешают замок.

Также существует автоматический шлагбаум. Это более удобный вид оборудования для установки во дворе жилого дома.

Шлагбаум имеет гидравлический тип привода, что позволяет ему бесперебойно работать в холодное время года и быстро срабатывать на сигнал.

Современные технологии позволяют управлять шлагбаумом при помощи смартфонов, пультов, кнопок или клавиатуры. Такое устройство – дороже механического. В случае отсутствия электричества можно временно поднимать шлагбаум вручную.

Пошаговая инструкция

Рассмотрим поэтапно действия, которые необходимо осуществить для установки шлагбаума в случае защиты территории жилого дома от несанкционированного проникновения:

  • Определение законности установки

Изначально необходимо подтвердить законность монтажа шлагбаума во дворе многоэтажки. Нужно удостовериться, что участок, выбранный для монтажа оборудования, не находится на проезжей части.

Ведь в таком случае установка устройства неуместна. Также закон гласит, что место расположения шлагбаума по документации должно быть описано, как придомовая территория.

Если такого документа нет, его следует предварительно оформить.

Перед подачей документов на рассмотрение необходимо получить разрешение у соседей на установку шлагбаума. Недостаточно просто обсудить этот вопрос со своими друзьями из соседнего подъезда, нужно общее собрание. На него приглашают всех жильцов дома, иногда – даже соседнего, если у вас общий придомовой участок. Важно рассмотреть и решить следующие вопросы:

  1. целесообразность установки шлагбаума на территории, прилегающей к жилому дому;
  2. выбор компании по установке, обсуждение сметы;
  3. определение вида шлагбаума (автоматизированный или механический).

Источник: https://doorhan-online.ru/stati/ustanovka-shlagbauma-vo-dvore/

Все, что нужно знать об установке шлагбаума во дворе жилого дома

  • монтаж произведен вообще без всяких разрешающих документов;
  • придомовой участок земли не занесен в кадастр, границы не выделены;
  • не получено согласие собственников земельного участка;
  • разрешение на установку шлагбаума от жильцов есть, но нарушены технические требования к изготовлению и размещению заграждения.

Типичные нарушения происходят из-за незнания законодательства или юридических неточностей при оформлении документов.

В Жилищном Кодексе РФ (статья 36) закреплены права тех граждан, которые являются владельцами квартир в многоквартирном доме, на долю земли под их домом и на участке рядом.

Чтобы жильцы могли решать, хотят они установить шлагбаум или нет, общая долевая собственность на землю должна быть оформлена.

Необходимо учесть и права собственников коммерческих помещений, размещенных в доме или во дворе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Постановлением Правительства Москвы «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» № 428-ПП от 02.07.2013 года утвержден порядок действий для получения разрешения и законного возведения шлагбаума на территории возле дома или нескольких.

Самый важный документ – протокол проведенного собрания собственников земли. В нем более половины владельцев земельных долей письменно подтвердают, что не против шлагбаума. Юридическая тонкость: нужно согласие 51% собственников, а не собравшихся людей. Поэтому при сборе подписей требуется проверка и внесение данных о документах, удостоверяющих собственность на землю.

  • как будет организован въезд за шлагбаум на транспорте собственников жилья и тех, кто не проживает в этом дворе (п.3,4,6);
  • как гарантируют в любое время суток проезд на огражденный участок машинам полиции, скорой помощи, иных экстренных и коммунальных служб (п.9);
  • обеспечения финансирования монтажа и содержания конструкции.

Проект важно заказать в организации, которая готова нести ответственность в случае отказа в согласовании из-за нарушения технических требований. Опытные проектировщики еще на стадии разработки уточняют спорные вопросы с ГИБДД, Госпожнадзором, МЧС.

Кто выдает разрешение на установку шлагбаума?

Заявление, выписку из протокола собрания жильцов, техническое обоснование представители ТСЖ или инициативной группы отправляют в Совет депутатов того муниципального образования, где находится участок. Администрация управы или района может запрашивать дополнительно справки из ГИБДД, отдела Госпожнадзора, электросетевой компании.

Предлагаем ознакомиться  Куда подать иск на страховую компаниюУстановка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Тонкости

При постройке важно, чтобы возведенный шлагбаум не был признан ограждением автостоянки, для открытия которой требования намного жестче. Признаками автостоянки могут быть капитальные строения: будка охраны, туалет, навесы для автомобилей и другие.

Шлагбаум должен точно соответствовать по размеру, типу, конструкции, месту размещения описанному в выданном документе о согласовании, иначе он может быть признан незаконным.

Сохраните в соцсети, чтобы не забыть!

Незаконно установленные придомовые ограждения сносятся без компенсации затрат на их возведение. По решению суда и демонтаж сооружения может быть возложен на товарищество собственников жилья, группу жильцов, его установивших. Для официально построенных шлагбаумов правила демонтажа и возмещения средств закреплены в Постановлении N 428-ПП.

  • по части 8 ст.20.4 КоАП РФ, которая регламентирует ответственность за сооружение преград для проездов, проходов и подъездов к зданиям, строениям для обеспечения пожарной безопасности.
  • по статье 6.5 КоАП г.Москвы, которая запрещает ограничивать доступ на участки земли, отнесенные к общему пользованию;
  • по статье 19.1 КоАП РФ в случае произвольной установки дорожных знаков.

Соблюдение правил при оформлении разрешений на установку шлагбаума позволит избежать неприятностей, связанных с последствиями незаконного размещения.

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное — не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Предлагаем ознакомиться  Как и куда подавать на алименты находясь в браке

Безусловно, не все жильцы приходят в восторг от преграды на въезде во двор. Недовольные могут подать соответствующую жалобу. Такой документ принимают в районной администрации.

Далее будет производиться специальная проверка – устанавливается законность подобных монтажных работ.

К проверке привлекаются представители ГИБДД либо МЧС. В общем, те же структуры, которые выдают разрешительные документы.

Примечание: Выявленный факт незаконной установки ограждающей конструкции имеет свои последствия в виде штрафных санкций. 

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Источник: https://mydigitalart.ru/nezakonnyy-shlagbaum-dvore-kuda-zhalovatsya/

Создан прецедент демонтажа согласованных шлагбаумов во дворах — МК

Жителей района по суду заставляют открыть въезд к придомовым территориям

Это решение может выйти далеко за пределы района. Впредь суды смогут оспаривать легальность «антигостевых» барьеров, даже если их установка была согласована с местными властями.

Адреса «горячих точек»: улица Вилиса Лациса, 7, к. 4, и улица Планерная, 7, к. 3. Муниципальные депутаты, а затем — Тушинский районный суд решили, что проезды рядом с указанными домами — дворовая территория.

Тушинская межрайонная прокуратура, на основании проекта плана межевания квартала, указала, что это не так: проезды являются межквартальными, а значит, не подлежат огораживанию.

Это прямо запрещает постановление столичного правительства «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве». Мосгорсуд с прокуратурой согласился.

Это означает, что согласованные муниципалитетом шлагбаумы теперь незаконны, и жители должны их демонтировать за свой счет. А дальше — учитывая, что совсем рядом находится конечная станция метро «Планерная» — им придется выбрать одно из двух.

Либо просить (именно так — механизм подразумевает просьбы жителей) мэрию о введении в собственных дворах платной парковки, либо проявлять вынужденное гостеприимство по отношению к сотням (иногда тысячам) автовладельцев, приехавших из области и пересаживающихся каждое утро на метро.

При пробках и платной парковке в центре города таких водителей с каждым годом все больше.

— Ладно бы только места занимали, — говорит житель улица Планерной Павел Соломко, — но ведь они ездят по дворам с дикой скоростью. Не свои же дети тут гуляют, почему бы не разогнаться. 60 километров в час — по-моему, не предел.

Решение Мосгорсуда — в некотором смысле модельное для всего города. Хотя в России официально нет прецедентного права, при вынесении решений по аналогичным делам районные суды вполне могут руководствоваться определениями вышестоящей судебной инстанции. Применительно к дворовым шлагбаумам это значит, что во многих случаях их установку можно оспорить.

Установка шлагбаума во дворе жилого дома по закону

Наиболее зыбко положение тех «контрольно-пропускных пунктов», что перекрывают, как в Северном Тушине, мелкие дороги общего пользования.

Решение по ним в судах, как только найдется энергичный прокурор или группа граждан, страдающая от этого шлагбаума, будет вынесено на тех же основаниях и будет, очевидно, таким же: демонтировать. А подобных мест в Москве уже несколько.

Например, участок 2-й Останкинской улицы вблизи Хованского входа ВДНХ: в 2018 году жители при поддержке муниципальных депутатов добились перекрытия части улицы, чтобы избавиться от тысяч автопосетителей выставки, пытающихся припарковаться в окрестностях.

Читайте также:  Какие нужны документы для вступления в наследство после смерти

— Комиссия по ЧС префектуры одобрила установку части шлагбаумов на усмотрение совета депутатов района, — описал ситуацию для «МК» депутат Останкинского района Николай Александров. — Другие несколько шлагбаумов согласовывает зампрефекта по чрезвычайным ситуациям.

С любого домашнего телефона, установленного в семи «огороженных» домах, можно будет позвонить на специальный номер, чтобы пропустили автомобиль гостей или курьерскую доставку. Машины спецслужб, само собой, проезжают беспрепятственно.

При этом не обязательно быть прописанным, чтобы получить разрешение на въезд — все решают по-человечески.

Перспективы этих шлагбаумов, повторимся, невеселые: если не исключить данный участок улицы из городской улично-дорожной сети (а это довольно долгая и сложная процедура, пройти ее полностью в Москве до сих пор никому не удавалось), заграждения уже в ближайшие годы (месяцы?) заставят демонтировать. А дальше — та же дилемма, что в Тушине: платная парковка или забитые в три ряда машинами дворы.

— Платная парковка означает, что все парковочные места разметят по ГОСТу, — говорит Павел Соломко с улицы Планерной. — Сейчас мы ставим автомобили так, чтобы никому не мешать — и все довольны.

Но если пустить во дворы городских парковщиков, они запретят парковку по углам, обозначат инвалидные места. И, наверное, «крокодилы» — эвакуаторы — начнут работать. То есть мест для стоянки станет намного меньше.

И занимать их будут опять же все желающие. Нам это совершенно неинтересно.

Впрочем, бывают случаи, когда автовладельцам удается раз за разом «отбиваться» от претензий и сохранять шлагбаумы на дорогах общего пользования. Самый известный пример — коттеджный поселок «Альфа» в Южном Бутове, с 1994 года стоящий на дороге, которая соединяет Бутово с Калужским шоссе.

В результате нескольких имущественных операций (сначала аренда на 49 лет, затем размен территориями с городом ради строительства Бутовской линии метро) дороги в поселке, повторимся, транзитные и нужные всему району остались частью улично-дорожной сети Москвы.

Но при этом шлагбаумы на въездах и выездах никто даже не думает убирать.

Больше того: чтобы не создавать соблазна для соседей, правление «Альфы» частично разобрало транзитные дороги. Нет, мол, никаких участков «общего пользования», как и не было. Поступок радикальный, однако эффект — налицо. Все попытки оспорить незаконность «альфовских» шлагбаумов в судах вот уже почти 20 лет кончаются ничем.

Источник: https://www.mk.ru/moscow/2019/03/18/sozdan-precedent-demontazha-soglasovannykh-shlagbaumov-vo-dvorakh.html

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседями

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседямиПопытки жителей домов избавиться от «чужих» автомобилей во дворах с помощью шлагбаумов спровоцировали волну новых конфликтов уже между самими соседями: одни не желают платить за ограждение, другим не хватает места. Итогом таких споров порой становится запрет на парковку отдельным соседям. Суды, как правило, встают на сторону обиженных. За попытку застолбить за собой место с помощью металлических раскладывающихся блокираторов можно оказаться в суде, предупреждают юристы.

Парковка для своих

Все чаще жители многоквартирных домов в российских мегаполисах с помощью шлагбаумов ограничивают въезд во двор для машин посторонних граждан. Активно эта практика развивается в Москве, где местные власти даже частично компенсируют расходы на установку ограждения, выплачивая им до 100 тыс. рублей за один шлагбаум. Такой возможностью уже воспользовались порядка 1,5 тыс. домов. Профит, казалось бы, для всех: и для чиновников, развивающих в городе сеть платных парковок, и для жителей дома — двор становится свободнее, и шанс оставить там свою машину повышается.

На деле же вышло несколько иначе: соседи стали выяснять отношения: кто вправе парковаться во дворе, а кто — нет.

И в ряде случаев общее собрание жителей дома лишало такого права некоторых соседей — у них отбирали брелки от шлагбаума или не выдавали их вовсе.

Поводом для таких решений становились отказ оплачивать установку или абонентскую плату за шлагбаум, нарушение правил парковки во дворе, в том числе закрепленных на собрании жителей, а не Правилами дорожного движения, следует из материалов судебных дел.

Например, жители одного московского дома не пускали на парковку сразу пятерых своих соседей, которые отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум без предоставления им финансовой отчетности.

Но вместо заветных квитанций и документации, следует из решений судов, инициативная группа соседей, ратовавшая за установку шлагбаума, запретила им оставлять машины во дворе.

Схожая ситуация произошла и с москвичкой, которая лишилась права оставлять машину во дворе по решению соседей-автомобилистов «за нарушение правил парковки и правил въезда».

Суды в таких случаях признают санкции незаконными и обязывают их инициаторов не чинить препятствия соседям в доступе на придомовую территорию.

Не имеете права!

Жители дома не могут лишить кого-либо из соседей права пользоваться парковкой во дворе, говорят российские суды. Собственникам квартир «принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома», к которому относится и земельный участок.

«Придомовой земельный участок многоквартирного дома, как и подвал или подъезд, входит в состав общего имущества сособственников многоквартирного дома. При этом он может быть как оформлен в общую собственность жильцов дома, так и не оформлен», — говорит адвокат Александр Липатников.

Кроме того, суды, вынося решения в пользу изгнанных с парковки жителей дома, ссылаются на отсутствие у общего собрания жильцов компетенции принимать соответствующие решения. По Жилищному кодексу РФ оно «не наделено полномочиями по ограничению собственников жилых помещений многоквартирного дома на пользование общим имуществом».

«Запреты как собственникам квартир и нежилых помещений, так и их арендаторам въезжать на придомовую территорию противоречат действующему законодательству, поскольку нарушают право на беспрепятственный доступ к общему имуществу», — объясняет доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская.

  • «Власть собрания собственников квартир не беспредельная, и его решения не могут противоречить закону», — соглашается гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов.
  • В связи с этим, отмечает Александр Липатников, ключи от шлагбаума во дворе должны получить все собственники квартир.
  • Все споры — через суд
    Оплата за шлагбаум не дает автовладельцу право на конкретное место. А долги за пользование шлагбаумом «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во двореПетр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo

Суды дали ответ и на вопрос инициаторов появления шлагбаумов во дворах, как быть с неплательщиками за установку и обслуживание. «Вопросы оплаты за пользование шлагбаумом решаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ», говорится в решении Московского городского суда по упомянутому выше делу пяти москвичей. То есть если соседи самостоятельно к компромиссу не пришли, то спор стоит разрешать в суде. Долги за пользование шлагбаумом, пояснил Мосгорсуд, «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во дворе.

Через суд также придется решать спор, если желающих парковаться больше, чем мест во дворе, а автовладельцам договориться не удается. В этом случае порядок пользования стоянкой придется устанавливать через суд, говорит адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева.

Более того, оплата за шлагбаум, охрану и другие платежи не дают автовладельцу право на конкретное место, уточняет Наталья Залюбовская. Жилищный кодекс РФ запрещает выделять и отчуждать доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. По этой же причине, говорит она, никто не вправе лишить жителя права пользоваться этим имуществом в связи с отсутствием парковочных мест.

Не место красит человека

Металлические раскладывающиеся блокираторы, цепочки на замке, старые покрышки периодически встречаются во дворах и свидетельствуют о том, что у этого места есть «хозяин».

Иногда они появляются по согласию соседей в обмен на благоустройство автовладельцами парковочных мест, дворовой территории.

Однако никакие «добрые дела» не дают человеку права считать это место своим и мешать другим им пользоваться, объясняют юристы. Установка различных запирающих устройств незаконна, говорят они.

Несогласные с таким «разделом» двора вправе обратиться в суд, который предпишет нарушителю демонтировать конструкцию. Кроме того, ему будет грозить административный штраф от 5 тыс.

рублей за самовольное занятие земельного участка, говорит Александр Липатников. Помимо этого, человека могут наказать — штраф от 5 тыс. до 10 тыс.

рублей — за порчу дорожного полотна, если при установке заграждения оно было испорчено, уточняет Валерий Глазунов.

Самостоятельно демонтировать запирающие устройства, пусть даже и незаконные, юристы не рекомендуют. «Самостоятельный демонтаж, равно как и порча чужого имущества, пусть и незаконно установленного, также будет являться нарушением. За такие действия, помимо административной ответственности, может наступить и материальная. Демонтажем должен заняться либо сам нарушитель, либо уполномоченные организации, но никак не соседи, которым мешает самовольно установленное ограждение», — предупреждает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Источник конфликтов

В интернете встречаются жалобы автомобилистов на то, что из-за конфликта по поводу места на парковке им порезали колеса или поцарапали машину либо облили ее какой-нибудь краской.

Управу на оппонента в таком случае найти можно, обнадеживает Румянцев: за такие действия ему грозит ответственность вплоть до уголовной, кроме того, он должен компенсировать ущерб, причиненный имуществу.

Но сначала виновника нужно найти, а ущерб — задокументировать и оценить.

Для этого придется обратиться сначала в полицию с заявлением об умышленном повреждении имущества. Если ущерб свыше 5 тыс. рублей, то нужно просить возбудить уголовное дело, если меньше — административное, говорит Олеся Спиричева. Проще будет найти виновника, если в машине был включен видеорегистратор, отмечает Дмитрий Лесняк из юркомпании BMS law firm.

«Самое сложное в таких делах — доказать, что вред автомобилю причинило определенное лицо. Наличие четкой видеозаписи с камеры наблюдения или видеорегистратора существенно увеличивает шансы на победу в суде», — соглашается Олеся Спиричева.

Впрочем, не всегда доходит до порчи имущества. В борьбе за место во дворе соседи порой устраивают пакости друг другу — в ход идут спущенные колеса, грязь или смывающаяся краска, яйца с пшеном и т. д. В этом случае инициаторы «злодейства» считают, что наказывать их не за что. Это не так, полагает Валерий Глазунов.

Если вреда имуществу нет, а виновник известен, то можно попытаться его наказать за хулиганство. Кодекс об административных правонарушениях сулит за такие действия штраф до 1000 рублей.

Источник: https://news.rambler.ru/other/41923413-kak-shlagbaumy-vo-dvorah-prevratilis-v-instrument-razdora-mezhdu-sosedyami/

Спор о доступе во двор жилого дома со шлагбаумом в Москве

Установка шлагбаума во дворе жилого дома.

Проблемы недостатка парковочных мест в Москве общеизвестны.

Инициативные собственники домов в центре города, желая избежать парковки автомобилей посетителей многочисленных организаций округи и сохранить парковочные места для жителей своего дома, устанавливают шлагбаумы на въезде во двор дома.

Такая возможность и процедура установки описана в постановлении Правительства г. Москвы от 02.07.2013 г. № 428-ПП «Порядок установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Инициативная группа жильцов одного из домов на Смоленской набережной организовала общее собрание собственников дома, на котором было принято решение об установке шлагбаума на въезде во двор, установке видеонаблюдения, заключения договора с частной охранной организацией. Был утвержден порядок допуска во двор.

Для получения магнитного пропуска собственник (или арендатор) помещения в доме должен обратиться к уполномоченному решением собственников лицу, оплатить стоимость изготовления пропуска. В заявке необходимо указать номерной знак автомобиля и представить документы о владении указанным автомобилем.

Для въезда автотранспорта, не принадлежащего жильцам (машины доставки), подаются заявки в службу охраны.

Попытка получения пропуска.

Собственник одного из нежилых помещений, с которым у остальных жильцов сложились неприязненные отношения (в его помещении несколько лет назад произошел пожар, испортивший подъезды дома, что заставило жильцов скинуться на ремонт), пожелал получить пропуск в обход установленного порядка, т.е.

бесплатно и не указывая машину, за которой этот пропуск будет закреплен, для чего обратился с соответствующим заявлением к ответственному за выдачу пропусков. Пропуск выдан не был.

Также собственник помещения обратился в Совет депутатов муниципального округа Арбат с просьбой отменить принятое решение об установке ограждающих устройств.

Обжалование невыдачи пропуска для въезда во двор.  Позиция истца.

Собственник помещения, оставшийся без пропуска, решил получить его в судебном порядке: обратился в Пресненский районный суд г. Москвы к ответственному за выдачу пропуска и Совету депутатов муниципального округа Арбат с иском об устранением нарушений права пользования помещением и земельным участком придомовой территории.

Источник: https://law4free.ru/blog/2015/12/31/spor-o-dostupe-v-dvor-zhilogo-doma-so-shlagbaumom-v-moskve/

Шлагбаум открывается. Верховный суд объяснил правила парковки во дворах

Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Читайте также:  Незаконная перепланировка квартиры куда обращаться

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка.

Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму.

Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины.

А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда».

А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.

Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений.

И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме.

И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе.

На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. В том числе — местом для парковки

Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года).

Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод.

Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим.

Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

  • Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.

Источник: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/27654/

Порядок установки шлагбаума на придомовой территории в Москве

Выбираем место для установки шлагбаума В первую очередь мы рассмотрим те требования к месту установки шлагбаума которые следуют из  постановления правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП.

Несоблюдение данных требований с высокой вероятностью повлечет за собой отклонение муниципальными депутатами вашей заявки на установку шлагбаума. Первое требование — обеспечение беспрепятственного круглосуточного проезда для экстренных служб (полиция, скорая помощь, мчс и т.д.).

Есть два способа выполнить данное требование это воспользоваться услугой диспетчеризации шлагбаумов или возложить эти обязанности на консьержа или службу охраны. Второе требование — беспрепятственный круглосуточный доступ для пешеходов.

Требование распространяется в том числе и на пешеходов с детскими колясками и на людей с ограниченными возможностями. Третье требование — ограничить въезд можно только на придомовую территорию, т.е. не в коем случае нельзя ограничивать въезд на территорию общего пользования.

Не выполнение этого требования может повлечь не только демонтаж установленного оборудования, но и административную ответственность по статье 6.5 КоАП г. Москвы.

Кроме законных требований правительства Москвы, есть две проблемы с которыми наиболее часто сталкиваются владельцы шлагбаумов, и которые соответственно стоит учесть при выборе места установки, это вандализм и разнообразные случаи когда шлагбаум получает повреждения от авто транспорта.

Первое что серьезным образом влияет на количество актов вандализма или аварий это расположение, например шлагбаум перекрывающий зону по которой жители привыкли ходить с большей вероятностью будет подвержен вандализму. Ровно наоборот тумба шлагбаума установленная за полотном дороги или тратуара, или даже за бордюром, заметно снизит как вероятность вандализма, так и возможность случайно сбить ее для любого автомобиля. Выбирайте расположение с особой тщательностью, не только самого шлагбаума но и других элементов (стойка под стрелу, стойки под фотоэлементы и т.п.).

Выбираем шлагбаум и дополнительное оборудование

В первую очередь вам предстоит определится с моделью шлагбаума, сделать это можно прямо у нас на сайте, обязательно используйте фильтр. Именно от модели и бренда шлагбаума будет зависеть стоимость. Также вы можете посмотреть типовые решения под ключ — это не только шлагбаумы, но оборудование для управления и наши услуги по установке с конечными ценами.  Элементы управления шлагбаумом — Бесконтактные карты — Автомобильные метки — Радио брелоки — Мобильный телефон — Распознание автомобильных номеров Элементы безопасности Зачастую ими пренебрегают из за неочевидности той пользы которую они могут принести, например вместо более дорогого шлагбаума со стрелой со светодиодами выбирают шлагбаум с металлической стрелой. А между тем разница значительная, особенно в темное время суток, вероятность не заметить обычную стрелу в разы выше, это может быть и разворачивающийся автомобиль и пьяный прохожий и подросток на велосипеде. А механическое воздействие на стрелу может повлечь за собой выход из строя редуктора шлагбаума, стоимость замены которого может равняться стоимости шлагбаума. Или например лампа устанавливаемая на тумбу шлагбаума, элемент который даже редкий профессионал признает обязательным, а между тем это единственный сигнал который сигнализирует о том что стрела начала опускаться, крайне важный сигнал для человека находящегося в непосредственной близости от опускающего шлагбаума, учитывая что процесс опускания стрелы практически бесшумен, а удар опускающейся стрелы не только крайне болезнен, но и может нанести серьезную травму. Видеонаблюдение Как бы ни были вы внимательны при выборе места для установки шлагбаума, современный наши реалии говорят о том, что вероятность столкнутся с проблемами достаточно высока. Уже само наличие системы видеонаблюдения существенно сократит количество посягательств. И естественно в случае если какое либо происшествие со шлагбаумом все таки произойдет, вы практически всегда сможете установить виновника, а значит возмещать финансовый ущерб будет именно он. Не забывайте что система видеонаблюдения должна быть спроектирована с учетом архитектурных и ландшафтных особенностей, она должны позволять идентифицировать людей и автотранспорт. В результате выбора оборудования и подрядчика для выполнения работ по установке и обслуживанию шлагбаума, вы должны получить проект. Именно этот проект нужно будет утвердить на общем собрании собственников.  Пример Технического проекта на установку шлагбаума на придомовой территории

Разработка правил проезда и нахождения автотранспорта на придомовой территории

Крайне важный этап, от решения которого будет зависеть насколько эффективно вы решите проблему перегруженности автомобилями вашего двора. Конечно к разработке данного документа следует подходить индивидуально учитывая все особенности вашего двора: архитектурные, ландшафтные, особенности месторасположения, количества паковочных мест, количества жильцов, количества и характера нежилых помещений и многих других. Мы приведем ключевые принципы из которых следует исходить при составлении этого документа. Назначение ответственного за соблюдение и контроль исполнения данных правил, и определить ответственность за недобросовестное выполнение своих обязанностей. Определить правила санкционированного проезда и правомочного нахождения на придомовой территории. Как вы понимаете у каждого жильца, наверняка будут гости, в том числе и те которые могут жить неделями, доступ автотранспорта который жилец может привлекать для выполнения разного рода хозяйственных работ,а это может быть большегрузный автотранспорт, у одного жильца могут быть десятки машин, все это отдельные случаи которые нуждаются каждый в отдельном подробном описании. Определить ответственность за нарушения правил, например при многократном нарушении правил парковки установить запрет для выезда личного автотранспорта нарушителя, естественно подобная мера должна быть утверждена общим собранием собственников.  Смотрите пример типовых правил въезда и парковки

В случае если вы решите разработать правила проезда и нахождения автотранспорта на придомовой территории, эти правила также следует утвердить на общем собрании собственников жилья.

Как согласовать установку шлагбаума?

1. Проводим общее собрание собственников помещений Выбираем форму проведения общего собрания: Очная форма

Источник: https://SecurityRussia.com/blog/shlagbaum.html

Ссылка на основную публикацию